Цифровая безопасность: рекомендации
родителям на летние месяцы
Летний период имеет характерную специфику, отличающую его от учебного года. Для
детей и подростков это время связано с изменением привычного распорядка дня и
содержания деятельности, с увеличением количества свободного времени,
отсутствием включенности в учебный процесс и преобладанием межличностной
коммуникации. Указанные факторы могут повлечь за собой потенциальные сетевые
риски:
- временное
отсутствие учебной деятельности в период каникул ведет к меньшей включенности в
сообщества, чаты и информационные ресурсы, связанные с учебой; при этом
усиливается поиск новых интересов в сетевом пространстве;
- в
летний период прерывается систематическое общение с одноклассниками, что при
отсутствии устойчивых межличностных контактов среди сверстников может порождать
ощущение социальной изоляции и, как следствие, поиск новых знакомств в
социальных сетях;
- может
нарушаться режим сна, усиливаться активность в Интернете и гейминг в ночное
время суток, что при регулярном повторении может повышать риск возникновения
депрессивного состояния.
Во время летних каникул при снижении
включенности специалистов образовательных организаций – педагогов и психологов
– в мониторинг признаков деструктивного поведения детей и подростков в онлайн и
офлайн среде возрастает актуальность родительского участия в обеспечении
психологического благополучия ребенка.
Рекомендации
родителям
- Для
снижения риска вовлечения в деструктивные интересы в сетевом пространстве
рекомендуется организовать онлайн досуг ребенка в освободившееся от учебы
время: помочь в поиске развивающих занятий, соответствующих интересам,
видеоуроков на проверенных цифровых платформах, фильмов, каналов с
видеоконтентом. В целях повышения цифровой безопасности детей до 14 лет,
рекомендуется установить соответствующие настройки («семейные», «детские»)
гаджетов, сервисов, игровых консолей, социальных сетей и браузеров,
минимизурующие встречу с деструктивным контентом.
- Важно
помнить, что общение – ведущая деятельность младшего подросткового возраста и
одна из ключевых потребностей личности. Поэтому, следует способствовать
вовлечению ребенка в реальные группы сверстников, объединенных общей
конструктивной деятельностью (кружки, секции, летние лагеря и школы), и не
следует препятствовать его включению в неформальные дружеские компании,
объединенные нейтральными интересами. Если ребенок в летний период испытывает
изоляцию от сверстников, сопровождающуюся родительской гиперопекой или
попустительским стилем воспитания, то подобная ситуация провоцирует поиск
сообществ и персон, которые «понимают» и «принимают» ребенка (этим пользуются
деструктивные сообщества и персоны!). Рекомендуется обратить внимание подростка
на опасности общения в Интернете с незнакомцами, которые могут скрываться за
чужими фотографиями, согласовать с ним правило: «не отвечать незнакомцам в
Интернете и не разговаривать с ними».
- Для
снижения времени, проводимого в сети, предлагается договориться с ребенком о
допустимом количестве сетевой активности в сутки, а также помочь ребенку
увеличить количество активности офлайн: подобрать культурные и спортивные
мероприятия, организовать путешествия или поездки. При этом следует помнить,
что для поддержания высокого уровня психологического благополучия важно не
перегружать ребенка многочисленными занятиями и увлечениями, оставляя время на
отдых и игровую активность.
- Следует
со своей стороны позаботиться о просвещенности ребенка в вопросах цифровой
грамотности и защиты личных данных в сети, обучать на постоянной основе
критическому восприятию поступающей из Интернета информации.
- Важно
донести ребенку, что в случае, если он встретился в Интернете с неприятным или
пугающим контентом, случайно «попался на крючок» мошенников, он может
поделиться этими фактами и своими переживаниями с родителями, не будучи
наказанным или не понятым.
- При
обнаружении признаков вовлеченности ребенка в деструктивное поведение в офлайн
и онлайн среде следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам –
психологам, службам горячих линий. Если у ребенка существуют проблемы,
связанные с деструктивными рисками, они не пройдут «сами собой» при их
замалчивании и не разрешатся в ходе обыденных обсуждений: необходима системная
психолого-педагогическая работа на личностном и межличностном уровне.
Николаева Л.Н.