Закончилась первая неделя дистанционного обучения (ДО), на которое мы перешли с введением в республике профилактических мер по нераспространению новой коронавирусной инфекции и необходимостью строго соблюдать санитарно-гигиенические правила.
Безусловно, это была очень напряженная и сложная неделя для всех участников образовательного процесса: учащихся и их родителей, педагогов и руководителей, людей, осуществляющих работу электронных образовательных площадок. В очень сжатые сроки нужно было выбрать и отработать максимально эффективные формы и способы организации обучения школьников на удаленке.
Конечно, без переживаний не обошлось. Не выдержали «огромного желания учиться» и некоторые электронные площадки. Пришлось на ходу выбирать новые, более оптимальные и эффективные для преподаваемого предмета. Особенно это актуально для учителей математического цикла. Преподавать математику, физику и информатику невозможно без хорошо налаженной обратной связи с учениками.
Кроме того, само по себе, по своей сути дистанционное обучение опирается на наличие у обучающихся навыков самоорганизации и самостоятельной работы по получению новых знаний. Однако, как показала первая неделя дистанционного обучения, наши дети еще не готовы к самостоятельному получению знаний и самообразованию, особенно это касается младших школьников и школьников 5-7 классов среднего звена. Именно с этим и связана большая часть проблем первой недели ДО.
Учителя математики, информатики и физики нашей школы делают все возможное, чтобы минимизировать трудности обучения на самоизоляции. Для этого, во-первых, каждый начал с себя и прошел КПК, стажировки на электронных площадках, участвовал в вебинарах по организаци ДО. Все это подтверждается сертификатами и дипломами наших педагогов.
Во-вторых, во всех классах, всеми педагогами организовано тесное общение с родителями учащихся напрямую или через классного руководителя в социальных сетях. Практикуются мини-родительские собрания. Так Еремеева О.М. выступила с отчетом о прошедшей неделе перед родителями 5б класса в сетевом сообществе, рассказав родителям о всех трудностях и успехах детей в дистанционном обучении и выслушала их проблемы и вопросы. Готовятся такие отчеты и по другим классам.
Для обучения в режиме самоизоляции наиболее эффективными для педагогов нашего методического объединения стали образовательные платформы ЯКласс, Учи.ру, Яндекс. Учебник. Реже, но все же используется Российская Электронная Школа. Кроме этого, педагоги эффективно используют коллекцию видеоуроков, подготовленных образовательными порталами Инфо.урок и Медиа.урок.Для рассылки заданий, ссылок на учебные ресурсы и обратной связи активно используются электронный журнал, сетевые сообщества ВКонтакте и WatsApp. Нужно отметить, что, как правило, для более полного изучения темы и контроля ее освоения учениками, учитель использует чаще две электронные площадки, которые дополняют друг друга, усиливая образовательный эффект. Более двух электронных образовательных платформ педагоги не используют, чтобы не рассеивать внимание и не вносить путаницу в организацию учебного процесса.
Формы проведения и организации занятий тоже различны. Наиболее применяемы за последнюю неделю такие:
1. Самостоятельное изучение учащимися тематического материала подобранного, подготовленного и отправленного учителем (в форме ЦОР или ссылок на ЦОР в сети интернет). Выполнение предложенных заданий и отправка выполненных работ учителю (ручная проверка).
2. Изучение школьниками материала, определенного учителем, на одной из вышеотмеченных образовательных платформ. Выполнение предложенных заданий по теме с автоматической проверкой. Динамику освоения темы и правильность выполнения заданий учитель отслеживает в своем личном кабинете выбранной образовательной платформы.
3. Проведение педагогами виртуальных онлайн уроков. Такую возможность нам предоставляют образовательные платформы Учи. Ру и Яндекс.Учебник, Google.Класс и возможности интернета (видео SkypeиZoom). На таких уроках организовано живое общение учеников и учителя, находящихся на удалении. Можно выслушать конкретного ученика, позволить ему написать что-то на виртуальной доске или ответить в чате. Особенно полезны такие уроки для усвоения нового материала учащимися 5-8 классов. Эта новая форма проведения уроков очень нравится учащимся. Однако, нужно отметить, что эта форма работы наиболее ресурсозатратна. Она требует большей подготовки от учителя к каждому уроку и предполагает наличие необходимых технических условий у учителя и обучающихся. Опыт прошедшей недели показывает, что не все учащиеся имеют достаточные технические условия. Но даже в отсутствии микрофона и камеры, ученик может полноценно слушать и видеть урок и писать ответы в чате. Есть еще одна проблема: из-за большой загруженности интернет сети виртуальные уроки нередко подвисают, чаще у учеников, что говорит опять о технических проблемах ученических компьютеров. Некоторые дети учатся с телефонов. Проведение виртуальных уроков практикуют Еремеева О.М, Кудряшова И.В., Егорова Л.К. и Убасева Е.В.
4. При любой организации урока, учителя проводят консультации, чаще всего используют голосовые сообщения.
Подводя итоги первой недели дистанционного обучения, нужно сказать, что несмотря на все трудности и неопытность, наши педагоги смогли организовать изучение предмета на удовлетворительном уровне. Посещаемость уроков не снизилась. Надеемся, что организация и качество уроков будут повышаться с каждым днем. Хочется отметить, что даже при сокращении уроков на 10 мин, нагрузка педагогов увеличилась. Оказалось, что дистанционные уроки, а именно подготовка к ним и проверка работ, занимают времени больше, чем при обычной системе обучения. Некоторые учащиеся тоже жалуются на большую загруженность. Это связано с тем, что задания домашние теперь приходится выполнять всем и вовремя. Схитрить и спрятаться за спиной другого ученика теперь намного сложнее. Если ученику кажется, что его завалили заданиями, то возникает вопрос, а выполнял ли он их раньше и на каком качественном уровне.
Как бы там ни было, мы извлечем из дистанционного обучения и много положительного опыта для себя, расширим свои познания и познания школьников в области информационных технологий, наладим более тесные связи с учениками и их родителями.