УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ»

УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ ЖИВОТНЫХ»

(6 класс)

Бабочкина Т.М. учитель биологии

МБОУ «Шемуршинская СОШ»

Шемуршинского района ЧР

Цель: расширение знаний учащихся о питании животных, о разнообразии способов получения пищи в связи с условиями жизни.

Задачи:

Личностные: у учащихся формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.

Предметные: учащиеся знакомятся с особенностя­ми гетеротрофного питания, способами добывания пищи; учатся выделять суще­ственные признаки питания животных; овладевают уме­нием различать животных по способам добывания пищи.

Метапредметные: учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, классифицировать животных по способам добывания пищи; учатся работать с раз­ными источниками информации, находить информацию о питании в учебнике.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки, презентация.

Тип урока: комбинированный с использованием мультимедийной презентации.

 

ХОД УРОКА:

1.      Актуализация знаний.

Учитель: Из курса природоведения вам известно, что все живые организмы питаются. Обратить внимание на экран  (слайд №1). На берег была выброшена бутылка, а в бутылке был текст. Наша задачи – восстановить текст (устно). По цепочке читаем предложения.

«В л___ происходит процесс ф___а. Они зеленые, так как в них находится х__ро__лл, через прозрачную к__цу проникает солнечный ___. В кожнице есть з__ые клетки, они входят в состав ___ц. Через низ внутрь листа поступает ___ый газ, необходимый для _синте_. В результате обр____ор___чесике в___ва».

Учитель: Текст восстановили и вы уже знаете, что растения образуют органические вещества в процессе фотосинтеза.

В этой же бутылке помещены загадки. Нам с вами нужно отгадать загадки (слайд №2).

Загадки:

1.       Под корой сосны и ели

Точит сложные тоннели,

Только к дятлу на обед,

Попадает (короед).

2.       От зубастых щук таясь

Стороной прорыл (карась)

3.       Все жуки, букашки, мушки – вкусный завтрак для (лягушки)

4.       Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперед по полю вскачь,

А зовется птица (грач)

5.       В лесу мне видеть довелось

Как грыз кору могучий (лось)

 

2.      Изучение нового материала.

Ребята, как вы думаете, о чём пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о питании животных). Давайте, сформируем тему сегодняшнего урока и запишем её в тетради (слайд №3).

Тема: Особенности питания животных.

Мы должны узнать, какие приспособления есть у животных для добывания пищи?

1)                Что такое процесс питания? (питание, процесс поступления питательных веществи энергии в организм)

2)                А как растения получают необходимые им питательные вещества? (из почвы и в процессе фотосинтеза).

3)                Могут ли животные, человек, бактерии и грибы создавать органические вещества из неорганических веществ и солнечной энергии? (нет).

Учитель:  Человек, животные, бактерии, грибы питаются готовыми органическими веществами и в процессе питания животные используют солнечную энергию, накопленную в растениях.

И в настоящее время насчитываются более 1,5 млн. видов животных, которые приспособились жить и питаться в разных средах обитания.

Вопрос: А какие среды обитания, вы знаете? (водная, наземно-воздушная, почвенная).

А также средой жизни для многих животных служат организмы других животных, человека, растений. Это паразиты.

Вопрос: А как вы думаете, все ли животные питаются одинаковой пище? (нет).

Для этого откройте учебник на стр. 60-62.

Самостоятельная работа по учебнику (слайд №4).

Впишите в кластеры известные вам виды питания животных.

 

 

 

 

 


Виды питания

 

 

 

 

 

Слайд №5.

Записать в своих тетрадях слово: симбиоз- взаимовыгодное существование 2х организмов.

Вывод: Мы убедились, что животные питаются разнообразной пищей.

Физкультминутка.

Проблема: выяснить какие приспособления имеют животные для добывания пищи?

            Показ презентации учащимися» Растительноядные, хищники, всеядные, симбионты, паразиты, трупоеды. Учащиеся заполняют таблицу в тетради. Слайд №6.

Группа животных

Приспособление для добычи пищи

1

Растительноядные

 

2

Хищники

 

3

Паразиты

 

           

Вывод: Что все животные имеют приспособления для добычи животных.

Вопрос: Чем отличается питания животных от питания растений? Слайд №7. (растения питаются в процессе фотосинтеза, образуя органические вещества)

Учитель: Такой тип питания называют автотрофным (а животные питаются готовыми органическими веществами).

            Такой тип питания называют гетеротрофным. Записи в тетрадях.

    Тип питания

 

   Автотрофные растения                               Гетеротрофные животные

 

Выводы по изложенному материалу делают ученики и после этого демонстрируется слайд №8.

1.                  Все животные обеспечивают себя питанием, используя для этого готовые органические вещества.

2.                  У животных имеются разнообразные приспособления для захвата добычи.

3.                  Существуют разные группы животных по способу питания.

 

Закрепление знаний.

Учитель: На урок были приглашены представители всех групп животных, но они, к сожалению приехать не смогли, а прислали телеграммы. Наша задача определить, кто является автором телеграмм. Слайд №9.

 

1.                 Телеграммы:

2.                  Мы ближе всех к авторам. Зря они нас не любят! Ведь некоторые из нас помогают им размножаться! (растительноядные)

3.                  Мы – самые беспощадные! Нет от нас спасения! Мы бы не были такими, только… (хищники).

4.                  Мы – санитары планеты. Без нас Земля быстро превратится в свалку! (трупоеды).

5.                  Мы – самые дружелюбные. Мы любим жить в мире и дружбе с другими существами! Мы очень много делаем друг для друга! (симбионты).

6.                  А мы – эгоисты! Себя обожаем! Хозяйскою пищей себя мы питаем! Вот только хищников не понимаем… Хозяев мы видеть живыми желаем! (паразиты).

 

Задание: Распределить животных по типам питания, слайд №10. Работа с карточками.

 

1 вариант: 1) орел, 2) гриф, 3) белка, 4) гадюка, 5) вирус

2 вариант: 1) лев, 2) гиена, 3) ласточка, 4) клещ, 5) голубь

3 вариант: 1) волк, 2) муха, 3) фазан, 4) пиявка, 5) свинья

 

1.                  Растительноядные.

2.                  Хищники.

3.                  Паразиты.

4.                  Всеядные.

(далее взаимопроверка работ, ответы и критерии оценок) слайд №11.

Ответы: 1 вариант: 2,4,1,2,3; 2 вариант: 2,4,2,3,1; 3 вариант: 2,4,1,3,5;

3. Составить синквейн о животных: Корова.

4. Рефлексия

Проанализируйте выполненную на уроке работу, поставьте пометки:

! – знал

+ – узнал новое

– не знал

? надо уточнить информацию

5. Домашнее задание.

Страница 60-62. Ответить на вопросы стр. 66-67.